В сентябре 2020 года Минпромторгом было выдвинуто предложение о введение маркировки пива. В частности, с таким заявлением выступил руководитель Министерства – Денис Мантуров.
Маркировка пива: информация о старте пилотного проекта
Пилотный проект по нанесению маркировки на пиво будет протестирован на заводе Московской Пивоваренной Компании, которой принадлежат такие бренды, как FAXE PREMIUM, «Жигули» и «Хамовники». Планируется, что тесты завершатся в сентябре этого года.
Маркировка будет наноситься на пиво в разных упаковках:
- в алюминиевых банках;
- в стеклянных бутылках;
- в пластиковых кегах.
При проведении испытаний будет определена стратегия нанесения маркировки на конкретный вид упаковки пива. Главная задача заключается в том, чтобы наносить марки максимально быстро, не задерживая при этом разливочную линию, которая за один час способна выпускать до 90 тысяч бутылок.
Результаты пилотного проекта с участием пива в дальнейшем будут перенесены и на другой алкоголь, выступив тем самым в качестве некой основы. Такое тестирование нужно для того, чтобы подобрать правильную стратегию, которая будет учитывать специфику данной отрасли и позволит сократить затраты в работе пивоваров и магазинов на территории России.
Новые правила учёта и реализации пива
Учёт спиртных напитков теперь будет осуществляться по схеме, применяемой к другим категориям товаров. Учётная система будет распространяться на импортёров и пивоваров из России. Для контроля будет применяться 2D штрих-код DataMatrix.
В стандартном (линейном) штрих-коде сведения зашифрованы исключительно по горизонтали. В свою очередь, 2D штрих-коды шифруют данные как по горизонтали, так и по вертикали. Поскольку линейным сканером не получится распознать зашифрованную информацию, то многим магазинам придётся приобрести 2D-сканеры.
Сотрудники магазинов должны будут сканировать этикетки при приёме товара, в противном случае будет очень сложно направить претензию поставщику. При приёме товара можно будет сканировать штрих-коды с оптовых упаковок, обмен накладными будет осуществляться электронно. На кассе продавец должен будет сканировать марки каждой банки (бутылки) спиртного, чтобы добавлять позиции в чек.
Когда начнётся маркировка пива в России?
Точной даты старта пилотного проекта по маркировке пива на сайте «Честный ЗНАК» ещё нет. Возможно, это будет весной 2021 года. Дата запуска маркировки всей алкогольной продукции в целом также неизвестна, однако для государства развитие в этой области стало приоритетным.
Начать наносить маркировку решили именно на пиво, поскольку данный напиток чаще всего подлежит подделыванию, и, несмотря на ЕГАИС, на полках магазинов и по сей день остаётся много контрафактной и поддельной продукции. С помощью маркировки появится возможность отслеживать «путь» каждой банки и бутылки. Система будет хранить данные о каждом этапе логистической цепи, а также сведения об изготовителе (импортёре), составе и прочих характеристиках. Для этого покупателям необходимо будет попросту отсканировать штрих-код. При обнаружении ошибок в описании у покупателей будет возможность подать жалобу через приложение «Честный ЗНАК».
Реакция пивоваренных компаний на введение маркировки
Производители пива негативным образом восприняли информацию о введении в отрасли маркировки, раскритиковав данный проект и заявив о том, что маркирование выступит в качестве второго акциза на продукцию (в дополнение к ЕГАИС). В частности, против маркировки выступили такие корпорации, как:
- Heineken (Кирилл Болматов)
- «БАЛТИКА» (Ирина Федорова)
- AB InBev Efes (Ораз Дурдыев)
Пивовары сошлись на едином мнении: на их взгляд, после введения маркировки стоимость пива увеличится (в свою очередь, заводам необходимо будет компенсировать затраты на модернизацию линий). По их мнению, введённая ранее система ЕГАИС практически полностью исключила с полок фальсификацию, поэтому в маркировании нет никакой необходимости.
Оборудование для маркировки пива
Если в вашем магазине реализуется продажа табачных изделий, то новое оборудование приобретать не нужно – маркировка пива будет осуществляться такими же штрих-кодами, как и табак.
В противном случае, необходимо будет купить следующее оборудование для маркировки:
- 2D сканеры (ручные — для приёма оптовых партий и проведения инвентаризации, а также стационарные или ручные — для установки их на кассе).
- Принтеры этикеток, необходимые для самостоятельной постановки немаркированных остатков на учёт.
- ТСД, представляющие из себя мини-компьютеры для автоматизации крупных складов.
Выводы: какие действия следует предпринимать предпринимателям
Ещё раз стоит подчеркнуть о том, что точной даты введения обязательной маркировки спиртных напитков пока неизвестно. Здесь всё будет непосредственно зависеть от результатов эксперимента. Пока предполагается, что учёт пивной продукции будет запущен в 2021 или 2022 году, а на все категории спиртного он распространится до 2025 года.
У пивоваров и продавцов пива есть достаточное количество времени для подготовки к работе по новой системе. Тем мне менее, готовиться к ней лучше начать уже прямо сейчас.