С первого марта 2021 года из товарооборота изымаются шины без идентификационных знаков. Но частичные ограничения вводятся уже с первого ноября 2020 года. Производители и импортеры должны выполнять требования обязательной маркировки шин. Какие изделия подлежат обязательной маркировке, основные этапы, а также правила будут рассмотрены в статье.
Перечень шин, подлежащих идентификации
Согласно Постановлению Правительства №1958 должны быть промаркированы следующие товары:
- пневматические шины, а также покрышки, посадочный диаметр которых равняется не более шестнадцати дюймов;
- резиновые пневматические покрышки и шины (прочие);
- пневматические покрышки и шины, если индекс нагрузки равняется до и более 121;
- пневматические покрышки и шины для мотоциклов, сельскохозяйственных транспортных средств, машин в горном деле, строительстве;
- пневматические шины для мотоциклов, мопедов;
- пневматические шины и покрышки для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей.
Исключены из проекта следующие изделия:
- шины и покрышки, используемые на воздушных судах, велосипедах;
- пневматические восстановленные покрышки и шины.
В последний список также попали ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы, камеры из резины.
Этапы введения маркировки шин и покрышек
Сроки работы с маркированными и немаркированными шинами для производителя
1 ноября 2020 г.
- Запрет производства немаркированных шин
- Запрет ввода в оборот немаркированных шин
- Запрет оборота немаркированных шин
- Запрет реализации немаркированных шин
- Обязанность передавать в систему сведения в отношении всех действий с маркированными шинами
- Право бессрочно хранить и использовать немаркированные шины собственного производства
Сроки работы с маркированными и немаркированными шинами для импортера
1 ноября 2020 г.
- Запрет импорта немаркированных шин
- Запрет ввода в оборот немаркированных шин
- Запрет оборота немаркированных шин
- Запрет реализации немаркированных шин
- Обязанность передавать в систему сведения в отношении всех действий с маркированными шинами
- Право хранить немаркированные шины
- Право до 15 декабря 2020 г. ввезти немаркированные шины, приобретенные до 1 ноября 2020 г.
1 марта 2021 г.
- Запрет хранения немаркированных шин
Сроки работы с маркированными и немаркированными шинами для организации оптовой торговли
1 ноября 2020 г.
- Право приобретения немаркированных шин, но при получении маркированных шин наступает обязанность по передаче в систему информации о приобретении и выводе из оборота данных шин
- Право хранить немаркированные шины
- Право реализовывать немаркированные шины
15 декабря 2020 г.
- Запрет приобретения немаркированных шин
- Запрет реализации немаркированных шин
- Право хранить немаркированные шины
1 марта 2021 г.
- Запрет хранения немаркированных шин
- Обязанность передачи в систему всей информации об обороте шин
Сроки работы с маркированными и немаркированными шинами для организации розничной торговли
1 ноября 2020 г.
- Обязанность передавать в систему сведения при розничной реализации маркированных шин
- Право реализовывать немаркированные шины
- Право хранить немаркированные шины
15 декабря 2020 г.
- Запрет приобретения немаркированных шин
- Запрет реализации немаркированных шин
- Право хранить немаркированные шины
1 марта 2021 г.
- Запрет хранения немаркированных шин
- Обязанность передачи в систему всей информации об обороте шин
Правила маркировки
Правила маркировки шин не отличаются от других групп товаров. Код состоит из данных идентификации и проверки. Первая группа включает описание номенклатуры, серийный номер. Такая технология позволяет идентифицировать все единицы продукции, определить основные атрибуты и отличия от других товаров.
Дополнительный код проверки основан на отечественных криптоалгоритмах. С его помощью создается доверительная зона между самим товаром и кодом. Эти данные выглядят как ДатаМатрикс и впоследствии наносятся на саму шину.
Получение кодов маркировки
Для получения знаков необходимо пройти регистрацию в системе Честный знак. Оформить заявку можно лишь при наличии электронной подписи (квалифицированной усиленной) директора компании. Зарегистрироваться и подписать соглашение имеет право физическое лицо, указанное в едином государственном реестре юридических лиц.
Подача заявки производится следующим образом:
- необходимо перейти на сайт оператора Центра развития перспективных технологий;
- затем открыть персональный кабинет;
- важно убедиться в готовности браузера для работы в системе;
- все дополнительные поля должны быть заполнены.
Обработка заявки выполняется моментально. После ее подачи пользователь может сразу войти в систему.
В сервисе представлено несколько компонент:
- непосредственно маркировка — раздел, в котором осуществляются все действия с идентифицированным товаром;
- национальный каталог содержит описание продукции;
- заказ и получение кодов доступно в станции управления заказами.
Пошаговая инструкция работы в системе
Алгоритм достаточно простой. Все товары должны быть описаны в системе, после чего выпускается код и вводится в оборот.
Описание продукции
На этом этапе пользователь получает код для продукции. Указываются обязательные атрибуты, которые помогают определить конкретный вид товара. Описание заполняет непосредственный изготовитель или импортер. Оно в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
- идентификационный номер компании;
- при наличии указывается международный код Global Trade Item Number;
- название продукции;
- модель, ТЗ(товарный знак);
- товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — четыре, десять символов;
- типовые характеристики, включая соотношение высоты к ширине, диаметр;
- сезонность товара;
- информация о сертификации;
- тип скорости;
- индекс нагрузки;
- типы конструкции каркаса, по способу герметизации.
Код для остатков должен использоваться до первого марта 2021 года. В этом случае описание содержит минимальный набор данных — модель, идентификационный номер участника, товарный знак и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
После введения кода в систему появится статус, подтверждающий факт нахождения товара в обороте. Это означает, что он может быть отправлен от одного участника другому, например, от производителя оптовому покупателю. По сути, открывается доступ к передаче прав. Для этого компании потребуется электронный документооборот.
Подача запроса, получение знаков идентификации
Делится в свою очередь на несколько этапов. Стоимость услуги составляет пятьдесят копеек без учета НДС. Тариф регламентирован Постановлением Правительства №577. Запрос на марки может подать исключительно владелец шин. В его полномочия также входит работа в системе маркировки и нанесение знаков на изделия.
Срок действия марок не имеет ограничений. После выгрузки и оплаты они могут храниться бессрочно. В Постановлении №1958 указан срок 90 дней. Зачастую у участников рынка это вызывает беспокойство.
На самом деле речь в нормативно-правовом акте идет о хранении у оператора Честного знака. Например, компания оформила заказ, но не забрала марки после генерации в течение 90 дней. В таком случае они аннулируются. Заказ нужно будет оформлять повторно.
Ввод в оборот
Потребуется в нескольких случаях:
- при изготовлении новой продукции, марка должна быть нанесена до отгрузки от производителя;
- товар ввозится с территории Евразийского экономического союза или других стран;
- покупатель вернул товар;
- производится первичная маркировка остатков или повторная, если код был утерян/испорчен;
- товар принимается на комиссию от физических лиц.
Отслеживание движения товаров
После введения шин в оборот, отследить их движение можно с помощью электронного документооборота. Операции по смене владельца должны отражаться в системе маркировки. До передачи весь товар следует в обязательном порядке зарегистрировать.
После подписания универсального передаточного документа оператор передает в систему эту информацию. Операция должна быть осуществлена в течение трех дней с момента отправки-получения продукции.
Каким образом осуществляется вывод товара из оборота
Операцию целесообразно проводить в следующих случаях:
- розничная реализация шин с использование контрольно-кассовых машин;
- продажа организациям, включая комбинаты, автомобильные парки, или индивидуальным предпринимателям не с целью дальнейшей реализации;
- в случае порчи или утраты шины подлежат списанию. В этом случае указываются реквизиты документа, например, акт списания;
- с целью передачи продукции под таможенные экспортные процедуры;
- в интернет-магазинах производится продажа по образцам.
Есть нюанс вывода шин из оборота при продаже юридическим лицам, которые не относятся к участникам товарооборота. Другими словами, этот товар предназначен для последующего применения, а не реализации.
Компании, которые отгружают продукцию таксопаркам, автобусным паркам и прочим юридическим лицам, которые не связаны с маркировкой и не будут в дальнейшем продавать эти шины, могут выводить их из оборота без ЭДО. Сведения в таком случае напрямую подаются в систему Честный знак.
При розничной реализации вывод осуществляется в несколько этапов:
- все единицы товара сканируются с помощью контрольно-кассовой техники;
- в электронной версии чека отражается код;
- после чего он передается в систему маркировки и оператору фискальных данных;
- если все пункты были выполнены правильно, статус товара будет указывать на выбытие из оборота.