Госдума рассматривает некоторые поправки, предложенные Минфином, в связи с которыми будет новый вид проверок. Минфин выпустил Письмо от 23.05.2023 г. № 03-02-06/47140, которое пока находится на обсуждении в профильных ведомствах.
Проведение оперативного контроля налоговиками
Оперативный контроль подразумевает ту же самую проверку ККТ — меняется лишь название. Но одновременно с этим корректируются полномочия ИФНС при проверке. В новую редакцию ст. 7 Закона № 54-ФЗ хотят добавить для ИФНС другие привычные контрольные мероприятия, а именно проверку ККТ очно и дистанционно:
Очно |
Дистанционно |
|
|
Любой обмен документацией по проверкам с ИФНС будет возможен лишь в электронном формате, и постепенно его интегрируют в кабинет КТТ. Бумажная документация о проверках будет лишь в ситуациях, прямо указанных в законе. В проекте не обозначены подобные ситуации, а также не раскрыты подробности в части оперативного контроля.
Блокировка терминалов налоговиками
Блокировка представляет собой новую форму обеспечительных мер за расчеты, проводимые в обход ККТ (новая редакция ст. 7 Закона № 54-ФЗ). Блокировку будут применять, когда деньги поступают через платежные терминалы и торговые автоматы, но расчеты производятся мимо кассы. Это нарушение может обнаружиться на контрольных мероприятиях или при поступлении жалобы.
Блокировка — это обеспечительная мера, а не вид наказания. Если компании заблокировали терминал, она все равно должна будет заплатить штраф за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ (не менее 30 тыс. руб.).
Будет проводиться блокировка не самой ККТ, а устройства для расчетов, деньги из которого были проведены в обход ККТ. Пока непонятно, как будет производиться блокировка. По закону ИФНС сможет блокировать терминалы через электрическое, механическое или электромеханическое воздействие. Например, опечатывание терминала — механическое воздействие, ограничение работы терминала через программу — электрическое воздействие.
На сайте ФНС будет отражаться информация о блокировке конкретного устройства. Будет разработан некий сервис на примере реестра фиктивных директоров или базы массовых адресов регистрации юрлиц.
Терминалы будут блокировать на срок 90 дней. Разблокировку произведут раньше, если компания исправит все выявленные нарушения и подключит устройство к ККТ. Блокировка будет снята в течение 7-ми дней с момента, когда компания передаст в ИФНС информацию обо всех исправлениях.
В первоначальной версии проекта планировали блокировать также сайты и мобильные приложения, когда расчеты в них проводятся без ККТ. Однако в последней редакции документа этот момент отсутствует.
Запрет на проведение через ККТ мнимых и притворных расчетов
Мнимые расчеты — несуществующие операции, в т.ч. расчеты по несуществующим обязательствам, которые на самом деле отсутствуют. К примеру, компания пробила по кассе продажу автомобиля, но денежные средства на самом деле не получила. Или же получила, но машину на самом деле не продавала. Подобные расчеты запрещено пробивать по ККТ.
Притворные расчеты — операции, проводимые с целью прикрытия каких-то других операций. К примеру, компания пробила продажу машины через ККТ, а на самом деле это был не автомобиль, а самолет. На данный момент нет ответа, по каким признакам и как именно будут определяться притворность и мнимость, а также какая будет ответственность.
Более частое отнесение кассового чека к первичной документации
Первичная документация — это документы, которыми компания подтверждает свои расходы, к примеру, договор или счет. Кассовый чек и в текущий момент может быть первичной документацией, но только если в нем присутствуют необходимые реквизиты из ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Одним из таких реквизитов является подпись с расшифровкой должности, и именно его предлагают убрать из статьи указанного закона.
Соответственно, компании чаще смогут использовать кассовые чеки как первичную документацию — им будет проще подтверждать расходы для учета.