В период кризиса, проблем с поставками и падения покупательской способности популярность набирает новый формат магазинов – hard discounter. Объясняем, в чем суть этого тренда, и куда он ведет ритейл.
Hard discounter – это магазины-склады с минимумом затрат на персонал и оформление зала. Продукты в них могут лежать не на полках, а на поддонах или транспортировочных коробках. Консультантов нет – только кассиры и грузчики.
Покупателей такие магазины привлекают низкими ценами, а ритейлеров тем, что отхватить кусок этого еще неустоявшегося рынка должно быть проще, чем бороться за регулярные или премиум-сегменты.
За год количество магазинов такого формата в России выросло с 7,5 до 10 тысяч. В дело включились как федеральные, так и региональные игроки: X5 Retail Group, Авоська, Магнит.
Гендиректор “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров считает, что сети жестких дискаунтеров могут быть существенно эффективнее классических недорогих супермаркетов. Это можно проследить по успехам магазинов одних и тех же владельцев: у “Моей цены” плотность продаж выше, чем у “Магнита”, а у “Чижика” выше, чем у “Пятерочки”.
При этом с чисто экономической эффективностью все не так однозначно. Из-за снижения цены, в дискаунтерах опускают и маржу. Наценка на товары, как правило, там на 15-20% ниже, чем в супермаркетах. Татьяна Кондратьева из Ассоциации экспертов рынка ритейла считает, что тяжелый дискаунт это путь вникуда: магазины сами режут себе заработок, а посетители получают менее качественный продукт и покупательских опыт.
Сильнее всего за идею магазинов-складов ухватился “Магнит”. До конца 2022 года сеть планирует открыть уже двухсотый магазин под своим дискаунтер-брендом “Моя цена”.